English language Suomen kieli Russian language

Древние суеверия саамов

До сих пор в Лапландии сохранилось достаточное количество пережитков язычества, с которыми предстоит бороться, потратив немало сил. Основная часть саамов только на словах поклоняются христианству, а на деле до сих пор исповедуют язычество. Безусловно, нельзя здесь говорить о всех саамах, хотя то, что все происходит именно так, остается без сомнений. Большинство из них даже в наши дни только лишь прикрываются христианством.

Древние суеверия саамов

Следует отметить, что происходит это не просто так, а по нескольким причинам. Основной можно считать то, что саамы, и до того не бывшие богачами, стали беднеть из-за распоряжений священнослужителей. Что разумеется, не может их не оставить равнодушными. Хотя данную причину священникам удалось на данный момент устранить. Однако это обстоятельство не мешает саамам делать по-своему. Даже то, что в Лапландии построено несколько христианских храмов, не позволяет в полной мере священникам объехать всю свою паству. Не стоит забывать, что у саамов склонность к суеверию течет в жилах. Ведь они живут в диких условиях, в пустынных местах посреди густых лесов, кишащих дикими зверьми, вдалеке от человеческой цивилизации. Живут они обособленно, в кругу своей собственной семьи, порой от другой семьи их отделяет огромное пространство и расстояние в десятки миль.

Кроме всего прочего, основной их деятельностью считается охота, а такому образу жизни свойственна склонность ко всему неизведанному, таинственному и безусловно, к суевериям. Возможно, саамы из-за того, что ведут достаточно одинокий образ жизни, не имея поддержки других людей, и обращаются за помощью к нечестивым духам и демонам. Не ожидая осуждения со стороны, они и не боятся наказания за свою религию.

Следующей причиной можно считать то, что саамы высоко ценят умственные способности своих предков. Полагая, что те отлично знали каким идолам и каким именно образом стоит приносить жертву и поклоняться. Чтят их память и уважают, прекрасно понимая, что отказываться от обычаев, которые те им завещали, нечестно и невежественно по отношению к ним.

Причиной номер три является привычка, которая вырабатывалась у саамов веками. Такое редко забывается, а со временем переходит и в закон жизни. Привычка отвращает их от настоящего благочестия, затуманивает разум тьмой, именно поэтому они теряют способность распознать правду от лжи. Если учитывать все эти три весомые причины, можно понять почему у саамов сохранилось так много языческих обрядов, ритуалов и суеверий, для избавления от которых понадобится достаточно много сил и времени.

Пережитки язычества, которые до наших дней сохранились у данного народа условно можно разбить на две составляющие. Первая - неправедные и порочные суеверия и ритуалы. Вторая - адские занятия магией, оккультные науки, колдовство и чернокнижие.

Язычники считают первый день Рождества Христова несчастным, поэтому главы семейства ни под каким предлогом не покидают свой дом и даже не посещают церковь, посылая туда родственников со своими слугами. Происходит это потому, что они слишком боятся злых духов, нечисти и привидений, которые стаями кружат в воздухе, и которых следует одаривать подношениями. Происхождением этого суеверия послужили слова священнослужителей о том, что в день появления на свет Спасителя с неба спустились ангелы и испугали тем самым пастухов, которые пасли стада. Дело в том, что саамы данные слова восприняли неправильно.

Более того, саамы до сих пор веруют в пророчества и знаки судьбы. К примеру, женщине нельзя выходит через ту дверь, через которую входил охотник, так как считается, что это может накликать беду. Аналогичных поверий существует достаточно много. Одним из самых значимых считается посещение христианской церкви. Так, язычники с огромной неохотой и только по принуждению священников пойдут в церковь. Кроме всего прочего, они не признают большинство учений христианской религии. Не верят в воскрешение из мира мертвых, в бессмертие души, в существование рая или ада, а также в загробную жизнь. Язычники считают, что дух человека и животного умирает навсегда, причем одинаково. Убедить их в обратном, то есть в том, что после смерти наступит совершенно другая жизнь, не представляется возможным. Совместно с истинным Богом и Христом саамы почитают еще и языческих идолов. Можно подумать, что это нормально - параллельно поклоняться дьяволу и служить Богу, стараясь угодить обоим. Таким образом, у саамов Питеоского и Лулеоского окрестностей существует множество основных и мелких идолов.

Второстепенные идолы называются Сторюнкарами, это не новые божества, напротив, их отличает только то, что торнеоские саамы стараются сохранить названия, переданные им потомками. Говоря о культе, который связывает торнеонских саамов с их сородичами, можно сказать, что между ними нет существенной разницы. В основном и те, и другие, в первую очередь, большую почесть оказывают манам. Это идолы из загробного мира, из мира мертвых. Это души людей, покинувших этот свет. Следует отметить, что саамы опасаются мертвых и думают, что они могут приносить беды. Именно поэтому саамы стараются задабривать ман и воздают им жертвоприношения.

Вдобавок ко всему, саамы верят в привидения, всякого рода нечисть и демонов. Они считают, что те бродят по воздуху, горным массивам, озерам и склонам. Поэтому преподносят им достойное почтение. Кроме того, существует и третий вид идолов - это призраки добрых и злых душ, которые обитают лишь в воздухе, как правило в Рождество. Их они тоже задабривают, принося им различные жертвы. Вот основные идолы, в которых верят и которых почитают саамы наравне с христианским Богом и Спасителем.

Индекс цитирования     Яндекс.Метрика
КНОПКА