English language Suomen kieli Russian language

Жилища саамов

Сразу стоит отметить, что саамы - это кочевой народ. Для них абсолютно неприемлемо вести оседлый образ жизни, поэтому они постоянно меняют свое местоположение. В связи с этим их жилища представляют собой временное сооружение. 1602-й год оказался переломным в их свободе кочевания. По указу Карла IX отдельные семьи могли перемещаться только в дозволенной им территории. Хочешь - не хочешь, а они были насильно прикреплены к определенной территории, связывающей их привычку к кочеванию «по рукам и ногам». Передача этой территории в чью-либо собственность была строго запрещена. И по сей день саамы свято чтят свои традиции и пытаются всеми силами за них бороться, но, увы, только в рамках дозволенного государством.

Жилища саамов

Широко известно, что основным пропитанием саамов являются плоды их труда: загнанный в заснеженных лесах Лапландии олень, пойманная на рассвете болотная или лесная дичь, неосторожная рыба, попавшаяся на крючок. Но, как известно, рано или поздно всему приходит конец. Именно это и вынуждает саамов кочевать в поисках новых «рыбных» мест. Так, касательно рыбы можно сказать, что каждый вид обитает в определенной местности и при определенных условиях. Рыбаки поневоле должны следовать этим правилам, установленным природой. Может быть именно поэтому, кочуя от одного места к другому, рано или поздно саамы возвращаются к «отправной точке».

Беря за основу зону проживания (кочевания) норвежцы и шведы дали прозвище странствующим по озерам и лесам - «Graanlapper» (в дословном переводе - «сосновые саамы»), а тем, кто обитает преимущественно в горах - «Fiaellapper» (дословно означающее «горные саамы»). Знаменательно то, что кочевание летом и зимой достаточно отличны. В летнее время саамы перетаскивают свои пожитки на оленях, а когда настает зима, «переключаются» на сани.

Нужно отдать должное саамам - при помощи оленей они перевозят не только домашний скарб, но и маленьких детей не успевших научится ходить. Каждый раз они следуют четко установленным ими самими правилам погрузки пожитков и их перевозки своего имущества. Возглавляет караван мужчина - глава семьи с идущими рядом с ним оленями. Следом идет жена, которая также ведет оленей. По убыванию идут дети или рабочие, гонящие оставшееся оленье стадо. Самым последним идет владелец волшебного барабана, с помощью которого осуществляются всяческие заклинания. Навьюченные олени идут вереницей, возглавляемые своим хозяином. Таким образом, караван движется вплоть до нахождения места для стоянки. Когда таковая достигнута, на несколько дней, а то и недель разбивается палаточный лагерь.

Забавно, но стоянка у горных саамов и лесных (озерных) отличаются друг от друга. Если горные саамы относятся к стоянке посредственно, не зацикливаясь на ее внешнем виде и прочности, то лесные саамы предпочитают ее максимально приблизить к облику постоянного жилья. Если горные саамы считают нужным свою стоянку разобрать, то лесные твердо уверенны в том, что в скором времени они сюда вернутся.

Перво-наперво, когда начинается «строительство» жилища, устанавливают его остов. Он состоит из четырех шестов вбитых в землю, объединенных посредством трех перемычек. К коротким перемычкам присоединяются жерди более длинные по отношению к ним, которые в свою очередь сходятся вверху, представляя собой, таким образом, нечто наподобие четырехгранной пирамиды. Завершив установку остова, саамы обтягивают его заранее подготовленным куском относительно недорогой ткани из шерсти. Богачи могут себе позволить утеплить свое жилье повешенной поверх шерстяной ткани холстиной. В дожди и непогоду она отлично сохранит тепло этого подобия «постоянного жилья». Это способ сооружения жилья горными саамами. Такие конструкции легко разбираются и переносятся с собой на другое место.

Что касается лесных саамов у них на этот счет несколько другие соображения. Они строят свое жилье по типу вигвама: шесть шестов сходятся сверху, образуя собой конус, который покрывается ветками ели или сосны, в редких случаях корой. Помимо представленных видов жилищ ученые выделяют и другие. Например, Олаф Магнус описывают саамские дома, которые расположены на деревьях. Исследователь объясняет это желанием саамов избежать встречи лицом к лицу с диким зверем или предотвратить возможность быть занесенным снегом.

Что касается Циглера, то он к четвертому виду жилья причисляет телеги и кибитки. Но, как позже выяснилось, этот вариант можно смело отмести в силу его сомнительности. Зачем саамам такие «жилища», когда они живут в стране, где почва порыта либо льдом, либо мокрым снегом.

Существует и некий пятый вид жилья, выведенный Павлом Иовий, но опять-таки более мифичный. Ну, если не брать во внимание тех саамов, кому «посчастливилось» жить в пределах Московии. В качестве примера жилья автор приводит вариант с усыпанной листами землянкой или дупло, естественным путем выжженное и выгнившее. Подводя мини-итог по видам жилья, можно сказать, что, несмотря на многообразие вариантов представленных учеными, наиболее популярными в саамском мире являются первые два.

Все без исключения жилища саамов имеют по обыкновению две двери - «парадную» и запасную. Если «парадная» (передняя) предназначается для повседневного использования и выступает в стандартной «роли» двери в нашем понимании, то запасная используется в особых случаях. Категорически воспрещается, чтобы через запасную дверь проходила женщина. Как и положено «шалашам», в центре жилья занял свое почетное место очаг, который аккуратно обложен камнями. Прямо напротив парадного входа находится небольшое ограждение, выполненное с помощью трех шестов. Именно там находится та самая таинственная запасная дверь. Парадная дверь у саамов называется «ох», и она всегда обращена на юг в отличие от запасной (малой), которая обращена на север.

Все, что располагается между очагом и парадным входом - территория саамок. Именно тут устанавливается ложе роженицы, когда приходит пора. Дабы предотвратить размокание пола от льющих временами дождей, он представляет собой настил из березовых веток, поверх которого кладут оленьи шкуры. Это и место для сидения, и ложе одновременно.

Так выглядят саамские жилища, в которых ничего не изменилось с древности вплоть до наших дней. Помимо них саамы также сооружают специальные сооружения для хранения съестных припасов: оленины, рыбы, дичи. Они представляют своего рода амбары, которые у саамов именуются как «kitta». У нас такое сооружение именуется голубятней с той лишь разницей, что у саамов в отличие от привычного нам положения, дверь в такой «амбар» находится в полу, чем-то напоминая люк. Чтобы в него спуститься они используют сделанную самостоятельно приставную лестницу, которая представляет собой бревна с зарубками. Такая вынужденная мера обусловлена огромной страстью «местных жителей» - медведей и росомах к мясу, которое саамы заблаговременно запасли у себя в закромах. Хитрые саамы придумали ухищрение, чтобы предотвратить способность зверя взобраться на дерево. Они обмазывают ствол жиром и животное, пытаясь на него взобраться, соскальзывает.

Индекс цитирования     Яндекс.Метрика
КНОПКА