English language Suomen kieli Russian language

Древняя религия саамов

Нынешняя Лапландия в дохристианские времена населялась финнами, лаппофиннами, скридфиннами, или биармцами, которых в последующие времена именовали саамами, каждый из них имел свое вероисповедание. Христианство пришло к саамам намного позднее. Что же за вероисповедание они имели и какую религию исповедовали их предки?

Древняя религия саамов

Вне всякого сомнения, саамы были язычниками, подобно всем прочим народам севера той отдаленной эпохи, но так как языческие религии могут быть довольно разнообразны, то возникает вопрос, что из себя представляла языческая религия этого народа. Скорее всего, она не сильно отличалась от религии финского народа, из которых и произошли саамы. Но информации об этой религии настолько мало, чтобы можно было ответить на данный вопрос, так как в наши дни не сохранилось ни одного артефакта или памятника с тех времен. Можно лишь строить предположения и догадки, основываясь на информации, оставшейся от биармцев и скридфиннов, а также на уцелевших остатках этих верований, живущих еще в наше время среди финнов и саамов.

Биармцы почитали бога «Jumala», имя которого на их языке звучало как Юмала. Финны и сейчас используют данное слово для обозначения Бога, которое осталось со времен язычества. У римлян это «Deus», у шведов и готов - «Gott» или «Godh», по-фински же - «Jumala». Нет никаких сомнений в том, что это название передалось биармцам от финнов, а затем задержалось и среди саамов, которые были выходцами из Финляндии и в принципе образовали с ними один народ.

Кроме Юмалы, саамы поклонялись и другому Богу, который соответствовал шведскому Тору. Согласно легенде, Бог Тор получил свое имя от древнего царя Торра либо Турра, посему стал объектом почтения у финнов, и уже от них был заимствован саамами одновременно с обрядами, обычаями и языком. К предыдущим двум идолам, саамы добавили и третьего - Солнце. Следует отметить, что поклонение Солнцу является самым известным культом среди языческих племен. Безусловно, наравне с этими Богами имелись и более мелкие идолы. Заметить это можно и в наши дни, ибо саамы почитают их и сейчас. Они поклонялись Богам, которые помогали им в охоте, труде и защищали их стада от хищных зверей.

«Jumala» считался Богом - мужчиной, который восседает на троне, голова его украшена короной с драгоценными камнями, которых насчитывалось двенадцать штук. Кроме того, на его шее висела золотая цепь. Настоящего Бога они именовали Юмалой, о котором узнали благодаря своему разуму и древним поверьям своих предков. С появлением Тора, саамы стали называть его именем Юмалы.

На данный момент саамы наделяют Тора такими же качествами, какие были присущи Юмале. В их состав входят: власть над всеми богами, особенно над скверными и отрицательными, над смертью и жизнью народа, власть над погодными условиями и так далее. Если вернуться к описанию Юмалы, то можно догадаться, что он был изготовлен из древесины, так как после удара Карла мечом по застежке, им была отсечена голова «Jumala».

Биармцы преклонялись Юмале обычно в храме, который был размещен в уединенном месте, как правило, глубоко в чаще леса, месторасположение было известно не всем. Летописец приводил в качестве примера слова девушки из деревни: «В этом лесу есть красивый храм, принадлежавший королю Гаргеру, а в нем Бог, которого чтят все вокруг, по имени Юмала».

Храм был необычен тем, что не имел стены и крышу, а был огражден забором по подобию того, как в древние времена ограждали тыном статуи богов. Такими же были и храмы древнего Рима, у которых не было кровли. Фест говорил: «Храмом называется открытое со всех сторон место, откуда можно смотреть в любом направлении. Если бы он имел крышу, то нельзя было бы смотреть в любом направлении».

Именно такой забор и имел храм Бога Юмала в глубине леса, со слов исландского историка: «Среди леса вышли на поляну, на которой поднимался высокий тын с запертыми воротами». Тут и тын, тут и ворота, запирающиеся перед тем, кто не допускается к Богу, тут среди леса hoff (двор), то есть то же самое, что римляне называли Templum, другими словами - открытый храм.

Предки старались располагать своих идолов глубоко в лесу либо роще, чтобы святое место не загораживалось какими-либо заборами, а было открыто со всех сторон.

Индекс цитирования     Яндекс.Метрика
КНОПКА