English language Suomen kieli Russian language

Распространение христианства у саамов

Свет Божий однажды озарил и темное царство саамов. Настала пора, когда они «созрели» для христианства. Основываясь на предоставленной саамами информации, Палантин утверждает, что впервые о том, что такое «христианство» саамы узнали аж в XVIв. Из этого следует вывод, что их выселение с территории Финляндии произошло еще до распространения там христианства. В то время, когда другие народы познавали таинство божье, саамы продолжали поклоняться языческим божествам.

Распространение христианства у саамов

Но стоит ли так свято верить саамам на слово? Так, основываясь на имеющихся фактах, можно сделать вывод, что о христианстве саамам было известно еще со времен Циглера, а некоторые из представителей этой народности даже уже начали его исповедовать.

Со времен Магнуса Ладулая саамы неоднократно «имели дело» с христианством и многие из них даже принимали его или только делали вид, что принимают. Именно эта эпоха ознаменована порабощением Лапландии шведами, что в конечном итоге и повлияло на распространение на этой территории христианства. Однако, если учесть тот факт, что переселение саамов из Финляндии было вызванной войной Эрика Святого и его миссионерской деятельностью, направленной на распространение христианства, то можно допустить, что саамы столкнулись с христианством незадолго до переселения и успели его жгуче возненавидеть. Да и к тому же, соседство с «верующими» финнами никак не могло не оказать влияние на «дремучих» саамов.

Признание саамами христианства было скорее вынужденной мерой, нежели порывом души. Так, они обеспечили себе «иммунитет» от королевских напастей, руководствуясь девизом «лишь бы нас не трогали». Именно эта причина повлекла за собой «желание» саамов венчаться в присутствии христианского священника и крестить новорожденных детей. Однако дальше этого их мнимая вера не заходила. Что уж и говорить о соблюдении священного писания и следовании христианским истинам, это в «программу их неприкосновенности» не входило.

В таком «облике» саамское христианство существовало до тех пор, пока на трон не воссел Густав Адольф. Эта была жалкая попытка сохранить свой первозданный строй под прикрытием христианского вероисповедания. Густав Адольф поставил на этом жирную точку. Будучи ярым блюстителем истинности вероисповедания, от его глаз не ускользнула фальшивость саамской веры. Если ранее саамы подчинялись неким «посредникам» - биркармийцам, то отныне они должны были подчиняться непосредственно королю.

Коренные изменения коснулись всего вокруг. Несмотря на то, что крещение детей и так само по себе являлось безоговорочным, саамы были вынуждены вести своих детей на крещение в отдаленные храмы Швеции, Гельсингии и Ангерманландии именуемые саамскими крещенскими церквями. В силу того, что саамам предоставлялся выбор – посещать церковь или не посещать, ленивые саамы предпочитали последнее. А если еще и учесть их фанатичное предубеждение в том, что крещением взрослый человек может накликать на себя смерть, то сомневаться в их выборе точно не стоило.

Именно с эпохи Густава Адольфа крещение детей стало проходить непосредственно в Лапландии. Мало-помалу здесь начало зарождаться христианство. Священники раньше довольствовавшиеся «бесплатными ушами» саамов теперь яро требовало не только внимать гласу Божьему но и «пропускать его через себя», осмысливать. Именно эта эпоха считается достоверно указанной отправной точкой начала развития христианства у саамов.

Приезжие священники «просвящали» рабов божьих, где придется и только лишь Карлу IX пришло в голову построить церковь. На сегодняшний день они как «звезды по небу» разбросаны по Лапландии: в Ликсале, Арвидцъярви, Градтреске и других местах. Весь строительный процесс осуществлялся за счет казны. Единственное исключение из правил - храм Роунала, построенный на средства трех братьев-саамов. Истинность их веры подкрепляется и тем, что все необходимые материалы они вынуждены были транспортировать на оленях из самой Норвегии.

Наподобие скромных местных жителей храмы в здешних местах не отличаются замысловатой архитектурой. Так, большинство из них напоминают самые обыкновенные шведские дома. А все потому, что они построены из толстых бревен. Каждая из представленных церквей имеет свою колокольню. А рядом имеется особая пристройка для проживания священниками и путниками, вынужденными остановится в здешних местах на ночлег.

Что касается школ, то первые ее «образцы» были представлены еще в 1619-м году во времена правления Густава Адольфа. Появились они в одном из лапландских городков под названием Питео. Пастор Николай Андреас взял на себя обязанности по осуществлению руководства заведением. А позже, по просьбе короля, он перевел на саамский несколько книг, которые были бы полезны для изучения подрастающему поколению. Прежде, мало того, что саамы не имели ни одного книжного издания на родном саамском языке, так еще и плюс ко всем у них абсолютно не существовала письменность. Что бы вы думали, было самой первой изданной саамской книгой? Букварь! Только эта версия была дополнена священным писанием, заповедями, молитвой Господней и прочим.

Николай Андреас - автор самого первого популярного у саамов молитвенника. Претерпев немало влияния неблагоприятной среды, молитвенник, тем не менее, сохранился до наших дней и был перепечатан в 1619-м году в Стокгольме. Игнатий Мейрер озаглавил его как «Книга песнопений, употребляющихся при служении обедни». В ней четко и ясно описывается техника пения и моления на саамском языке. Именно эти две выше представленных книги были азами христианского вероисповедания для саамов.

Дальше - больше. Перевод со шведского языка на саамский стал набирать популярность. Одним из следующих изданий было творение торнеоского настоятеля и пастора Иоанна Тонея - «Руководство». Чего только нет в этой книге: псалмы Давида, притчи мудрого Соломона, все известный Екклезиаст, церковные гимны, различные молитвы и многое другое.

Густав Адольф действовал последовательно, а потому одним из его путей «приманивании» саамов на сторону христианства было «спонсирование» саамских детей, обучающихся в школе. Они не только хорошо одевались и питались, но и имели возможность в определенной мере развлекаться. Плюс ко всему он жаловал тех, кто изъявлял желание преподавать. Это послужило своего рода стимулом к рассмотрению саамами христианской веры с другого угла зрения.

С развитием книгоиздательства саамы стали вникать в смысл своих молитв и спустя время получили разрешение на проведение богослужения на родном языке. А уже единицы из подросшего на церковном воспитании поколения, достигшие определенных успехов в образовании, смогли сами стать священниками и наставлять на путь истинный свой народ.

И вот в один прекрасный день настал тот момент, когда саамы познали истинную сущность христианской веры. Многие из них тут же неукоснительно вступили в ряды христианских подданных, отдав должное, таким образом, всем приложенным стараниям Густава Адольфа.

Такая дата в жизни Лапландии, как 20 июня 1631 года ознаменована новым значимым событием в ее истории - в Померании к руководству школой допустили не священника, а обычного королевского сенатора. Эта школа стала источником знаний многих известных деятелей, продолжающих распространение христианства у саамов.

На сегодняшний день саамы свято чтут все Божьи предписания. Они неукоснительно соблюдают воздержание от всяческого труда в выходные и праздники, также, не заставляя «работать» своих домашних питомцев. Некоторые их представители до такой степени набожны, что воспринимают доение самки оленя в такие дни как большой грех. Они со всей душой отдаются процедуре причастия, включающей исповедь и отпущение грехов.

Прикладывая огромные усилия, саамы стараются постепенно полностью отойти от язычества. Но для них это равносильно перерождению. Язычество попадет к ним с молоком матери. Однако ярые попытки полноправно исповедовать христианство, так или иначе, приводят к положительным результатам и все большему познанию христианской религии. Одно можно сказать с уверенностью, старания миссионеров не прошли даром.

Индекс цитирования     Яндекс.Метрика
КНОПКА