English language Suomen kieli Russian language

Происхождение саамов

Сказать, из каких мест появился саамский народ и зачем поселился там, где в данное время обитает - трудно, так как в настоящий момент нет однозначного ответа на данный вопрос ни в одном историческом документе. Говорить о том, что саамы возникли от шведов - неправильно, потому что между ними нет ничего схожего ни в характерных особенностях, ни в религии, ни в строении туловища, ни даже в традициях. Каждый, кто хоть единожды сталкивался с саамом, подтвердит, что данный народ принадлежит к другому, абсолютно иному племени. Кроме того, нельзя сказать, что саамы произошли от русского народа или московитов, так, как и с ними у саамов нет ничего схожего, как и со шведами. Отличительной чертой русского народа можно считать высокий рост, саамы же невысокие, русские по большей части имеют крепкую комплекцию, тогда как саамы худые. Если говорить о волосах, то русские могут похвастаться густой шевелюрой, волосы саамов жидкие, цвет лица русских - здоровый и розовощекий, а у саамов - землистый с красноватым оттенком. В речи нет никакого сходства с русскими словами.

Происхождение саамов

Из всех народов, живущих по соседству, родство с саамами можно было бы приписать финнам либо норвежцам. Но так как норвежцы имеют много схожего со шведами, из вышесказанного становится понятно, что их приходится исключать. Тогда остается проверить гипотезу, что саамский народ берет свое начало от финнов.

Данной точки зрения придерживался Вексионий: «Саамы скорее всего, вышли из Финляндии и являются дальними предками финнов, там до сих пор есть приход, который и до нашего времени, сохранил своё первоначальное название - Лаппио (Lappio)», - писал он в своём труде «Описании Швеции».

Сам саамский народ именует себя Saami или Same, в то время, как финны называют себя Suomi. Заметно, что оба эти слова не имеют большой разницы и их отличие состоит лишь в разнице двух диалектов и звучании.

У каждого из этих народов по сей день существует легенда об общем предке, которого и первые и вторые называют Юми (Jumi). Язык у них не настолько похож, однако, имеет много общего в основных словах и корнях. К примеру: Jumala - это Бог на финнском языке , а у саамов Бог звучит уже по другому - Jubmal. Огонь по-фински - tuli, а по саамски , будет звучать - tolle. Гора или возвышенность у одних звучит - wuori, у других же - warra и так далее.

Следующие подтверждения родственных уз данного народа можно наблюдать в их схожей внешности и традициях. Финны так же, как и саамы - невысокого роста, имеют черный цвет волос и лицо с ярко выраженными скулами. Некоторые различия можно объяснить разницей климата и условий существования, то есть, быта, что никак не противоречит мысли о схожести их происхождения. Следует отметить, что даже одежда саамов практически не отличается от нарядов финнов.

В конечном итоге следует добавить, что огромное сходство имеет непосредственно и сам характер обоих народов. Так, саамы и финны, по словам Вексиония, намного трудолюбивее за пределами собственной земли и дома, в то время, как в родных стенах любят бездельничать. Саамы начинают работать лишь при острой необходимости и нужде. Кроме того, согласно рассказам Вексиония, финны слишком упрямы и настойчивы, такими же являются и саамы. Особенно, если что-то для них кажется слишком подозрительным или требует жестокой мести. Финны верят в мистику и имеют склонность к магии, у саамов это суеверие развито в большей мере.

Кроме всего прочего, сами саамы считают себя переселенцами из Финляндии, данная точка зрения заслуживает абсолютного доверия. Эта легенда передается у саамов из уст в уста, и может быть подтверждена тем, что вплоть до нашего времени сохранились имена вождей, под началом которых свершился этот исход. Однако под огромным вопросом остается сама причина того, почему в итоге саамы выселились из Финляндии, на него пытались ответить несколько авторов.

К примеру, Захария Плантин рассказывает вот что: «По преданию, основной и главной причиной перемещения стала ожесточенность на местных властей. Уставшие от мучительных вымогательств и сборов, они бросили своих сородичей в Тавастии, что находится возле Брокарло (Brokarla) и Ренгоары (Reungoarius) и ушли в огромный лес, который называется Тавастским. Спустя некоторое время, саамы дошли до берега Ботнического залива, прилегающего к Эстерботнии. Там, после утомительных походов они впервые и осели». Это не соответствует значению слова саамы, которое переводится как изгой или изгнанник. Данное слово вряд ли можно сопоставить с теми, кто самостоятельно покинул земли и убегал от трудных условий существования. Однако считается, что они получили данное название потому, что в дальнейшем были изгнаны с занятых земель и сосланы намного дальше от своего дома.

Кроме того, следует поискать и иные причины перемещения саамов, согласно которой их стали именовать, как изгои и отщепенцы. Считается, что изгнание финнов в Лапландию случилось не с первого раза, а произошло в несколько этапов. Это обуславливается и тем, что согласно легенде, сохранилось несколько имен вождей, вместо одного, такие как: Тинс Когре и Миескогиеске. Скорее всего, самым первым и древним выселением можно считать то, которое положило начало такому народу, как биармцы. Разумеется, то, что биармцы были населением с финскими корнями, не вызывает никаких сомнений. Данную информацию можно подтвердить и тем, что они называли своих идолов финскими именами, и напоследок, для всех чужеземцев стали - скридфиннами (skridfinni), то есть финнами, которые скользят по покрову снега. Отдельные авторы именовали самих финнов биармцами. Тем не менее, само название Биармия, по словам Иоанна Бурей, вытекает из искаженного финского слова varama, то есть, так называемая горная местность. Биармцы получили такое названия из-за того, что были изгнаны в горы, в северный район.

Если говорить о втором переселении, когда русский народ, держа оружие, завоевал практически все восточные области, включая Ладожское озеро, то не остается никаких сомнений в том, что именно тогда некоторая часть финского народа ушла из родных мест. Запуганные невероятной жестокостью русских, они пошли на север, в Лапландию. Данная гипотеза считается более правдоподобной еще и потому, что саамы у русских известны под именем кайянов (Kajenni).

Данную информацию русские могли взять только на основании своего опыта, потому как они настолько мало осведомлены в истории чужих народов, как и в своей в частности, что обо всех, даже самых незначительных событиях древности, которые могли произойти в их собственном государстве, не имеют никакого понятия.

В хрониках Снорре говорится об этом следующим образом: «Оттуда он, то есть, Гаральд Гарфагер, поплыл по направлению к Финмаркену к северу до самой Биармии, там и случилось сражение, в котором он остался победителем, взяв с собой богатые трофеи». Из данного высказывания можно сделать следующий вывод: биармцы проиграли после набега Гаральда, а сами финны остались целыми и неповрежденными в Финмаркене, после этого, скорее всего, биармцы зачахли, а их название было предано забвению.

Конечно, все эти действия происходили до того, как в летописях впервые появилось упоминание такого народа, как саамы. В ту древнюю эпоху о них еще не говорили, а существовали лишь сказания о финнах, скритофиннах и биармцах.

И только следующая эпоха дает появление такому термину, как «саамы». Однако, его еще нельзя найти в трудах Адама Бременского, жившего в конце двенадцатого века, но в летописях Саксона Грамматика уже можно обнаружить его первое упоминание, это приблизительно 1200 год. Именно потому, очень похоже на правду то, что после третьего переселения, которое случилось в вышеуказанный промежуток времени, данные племена и стали называться саамами. Коренное население Финляндии, которое в итоге приняло христианское вероисповедание и подчинило себя власти шведского народа, посчитало саамов дезертирами. Которые, в свою очередь, испугавшись шведской власти и ненависти к христианской вере, сбежали с собственной Родины и превратились в изгоев и отщепенцев. Именно поэтому они и стали называться саамами, это имя они по сей день не могут слышать с равнодушием, ибо считают его унизительным.

После жителей Финляндии, это имя позаимствовали для себя шведы, датчане, а за ними - Саксон Грамматик, после него и Циглер, который бывал в Швеции, а также Дамиан Гоен, перенявший его от Олафа и Иоанна Магнусов.

Данным именем стали называть все народы, жившие на землях к северу от Ботанического залива, в частности, когда та находилась во владении Швеции. Исключение составляла лишь малая группа народов у берегов Северной Норвегии - Финмаркена. Эта группа саамов сохранило своё старое название восточной области, она прилегала к Белому морю, ее жителей московиты, то есть русские, именовали каянами (Kajnni). Однако, кроме этого, они называли их и саамы, что без сомнения, было взято ими от соседних, финских народов.

Индекс цитирования     Яндекс.Метрика
КНОПКА