English language Suomen kieli Russian language

Кольские саамы

В этом разделе повествуется о коренном народе севера Скандинавского и в частности Кольского полуострова - саамах. Всё повествование ни в коем случае не относится к саамам нашего времени, это всего лишь записи географов и путешественников прошлых веков, которые не стоит обходить стороной, но и принимать за действительность то же не нужно. В настоящее время Кольские саамы ни чем не отличаются от нас с вами, но они свято хранят свою культуру и народные традиции, данное повествование рассказывает нам о далёкой жизни саамов таких, какими их увидели первые путешественники европейцы.

Кольские саамы

Лопари и далее саамы - одни из представителей финно-угорских народностей северной Европы. Их распределение по карте северной Европы неравномерно: большая часть проживает на территории Финляндии, Норвегии и Швеции, а остальные проживают на Кольском полуострове, в России (их численность там равняется 1 900 человек).

Вообще именование этой народности лопарями пошло со Скандинавии. Так в древности русские и скандинавы называли саамов. Однако по тем временам были употребимы такие названия этого народа как «лопь» или даже «лопляне». Именно это послужило тому, что территорию, которую ныне населяют саамы прозвали Лапландией, что в дословном переводе с саамского означает «земля лопарей».

Особо стоит отметить несколько различающееся название Кольские саамы и скандинавские саамы. Если первых называют саамь, либо сааме, саами, представителей проживающих на скандинавском полуострове именуют не иначе, как самек или самелатс. Буквально несколько последних лет как ученые, так и литераторы сошлись во мнении, что лопари должны называться саамами.

Что до Кольских саамов, то можно смело назвать их самостоятельной этнографической группой. Раньше помимо занимаемой ими ныне территории, некоторых их представителей можно было встретить на территории известной нам на сегодняшний день как Карелия.

Занятия саамов, как правило, зависели от территории их обитания, а также природных условий местности. В большинстве своем они были представлены охотой (как сухопутной, так и морской), оленеводством и рыболовством.

Самобытность саамов просто зашкаливает. Особенности их образа жизни, характер трудно поддаются объяснению, а потому все более привлекают внимание научных исследователей, представляя для них своего рода этнографическую загадку.

Публий Корнелий Тацит, говоря о саамах в своей рукописи под названием «О происхождении германцев и местоположении Германии», подчеркивает их беззащитность и «готовность» плыть по течению.

Они неприхотливы ни в еде, ни в одежде. Все их «предметы первой необходимости» - все то, что пошлет им на пути матушка-природа. Не имея крыши над головой, они находятся в постоянном скитании и поиске мест пропитания. Их помощники - стрелы с костяным наконечником вместо железа. Интересной особенностью охоты этих народов является то, что в ней принимают активное участие не только мужчины, но и женщины.

Притом представители обоих полов в равной мере претендуют на добычу. Единственное что остается предоставленным самим себе старикам и детям, так это укрываться от непогоды и дикого зверя в наспех сплетенных из ветвей шалашах. Однако насколько бы это ни казалось абсурдным, всех все устраивает.

Они предпочитают такой образ жизни работе на полях и наличию в своей собственности настоящего дома. Они настолько ленивы, что не считают необходимым загружать себя посторонними мыслями. Самое печальное, что они относятся беспечно не только к их языческим идолам, окружающим людям, но и к самим себе.

Publius Cornelius Tacitus

Публий Корнелий Тацит, в трактате «О происхождении германцев и местоположении Германии» 98 г. I Век нашей Эры

Индекс цитирования     Яндекс.Метрика
КНОПКА