English language Suomen kieli Russian language

Колдуны саамов

Те, кто хоть единожды слышал о саамах, ассоциируют их с заядлыми магами и колдунами в силу их непреодолимой страсти к всякого рода заклинаниям, магическим ритуалам и волшебству. Еще с давних времен на всю округу они славились своими магическими способностями. Так, по достоинству их искусное владение волшебством оценил один из писателей о лапландцах - Яков Циглер.

Колдуны саамов

Знание азов магии и волшебства для саамов необходимость, потому как они не догадываются, как иначе можно отразить «магический» удар своего противника. Этим они и объясняют желание и потребность овладеть навыками волшебства, к которому они приступают буквально с пеленок. В их народе имеются даже «учителя», знатоки этого непростого искусства, гуру магии. Взрослое поколение передает свои знания и умения своим потомкам, которые в свою очередь впитывают всю новую для них информацию как губка. Однако это абсолютно не говорит о том, что все саамы владеют магией в равной мере. Одним познание мистических таинств дается тяжким трудом, другим возможность подчинять себе злых духов и давать отпор демонам дана с рождения.

Забавно, но владеющие магией саамы подразделяются на два класса. К первому относятся те, кто в своих ритуалах использует специальный заговоренный барабан. Остальная часть для успешности своих магических действий опирается на помощь таинственных узлов, различных метательных снарядов, ужасающих заклинаний и тому подобного.

Вообще, барабан - это достаточно популярный инструмент у лапландцев. У них он именуется Каннусом (Kannus). Роспись барабанов - это особое действо, к которому походят со всей серьезностью. Так, каждый волхв самолично расписывает свой барабан в соответствии с тем, какими способностями он обладает, и для каких целей планирует барабан использовать. Однако барабан - это не отдельно используемый инструмент. В комплекте с ним, так сказать, идут особый молоточек и указка. Функции у таких предметов сводятся к следующим: указка фиксирует фигуру, нарисованную на барабане, которая необходима для совершения таинства, молоточек позволяет осуществлять удары по магическому барабану. Стоит отметить, что удары по барабану наносятся не с целью создания громкого звука, а с целью перемещения вышеупомянутой указки на другой рисунок барабана, по которому судят о дальнейшем течении ритуала. В силу того, что барабан у саамов боготворят, к нему категорически воспрещается прикасаться половозрелой женщине. Для них это считается осквернением священного инструмента.

Если по какой-либо причине хозяин барабана вынужден сменить местожительство, он самолично переносит барабан и по возможности таким путем, где ранее не ступала нога человека. Объясняется это саамами тем, что, таким образом, хозяин барабана ограждает идущую следом женщину от возможного подвержения опасности, если даже не смерти. Говорят, что такие случаи бывали, и опасность может настигнуть несчастную и спустя три дня после произошедшей смены местожительства. Как бы то ни было, но нет причин не доверять их словам. Да и никто не хочет притянуть к себе ярость демонов или тех же саамов за свое недоверие к сказанному. Однако избежать печальной участи той, кто осмелилась пройти по следу недавно перенесенного барабана, возможно. Если вдруг такое произошло, женщина немедля должна принести медное колечко в жертву барабану в надежде на милость духов.

Прежде чем приступать к выполнению какого-либо ритуала, проверяют качество ритуальных приспособлений. Так, в частности, поднося барабан к огню, выясняют, хорошо ли натянута на нем кожа. Также обязательным условием правильности и эффективности проведения ритуала является нанесение удара молотком как можно ближе к указке с нарастанием силы удара - от более легкого к более тяжелому. Все действо протекает до тех пор, пока не осуществится задуманное. Ни в коем случае нельзя бить в барабан стоя, если не хотите сыскать на себя немилость богов. Только стоя перед барабаном на коленях, можно наносить по нему удары. Эта «поза» касается всех присутствующих при ритуале людей. Как это ни парадоксально, но многие в действительности верят в переселение души волхва в некую субстанцию в процессе совершения ритуала и последующее ее возвращения после получения ответа на «поставленный вопрос».

Барабан у саамов используется как магический предмет, но это не последняя его функция у данной народности. Излюбленным занятием саамов является ворожба с желанием узнать исход высаженного посева, прибыльность планируемой охоты, ловли и подобных вещей. Вообще, гадание у саамов доходит до смешного. Они буквально с дома не выйдут пока не погадают о любой мелочи, которая может произойти в нынешний день.

Барабаны очень актуальны в случае заболевания кого-либо из саамов «неведомой» болезнью. Этот незатейливый инструмент позволяет волхвам выяснить причину болезни и ее происхождение. А вдруг это следствие козней завистливых соседей? Барабан непременно приоткроет завесу тайны. А еще он «даст совет», какими лекарствами лечить несчастного больного.

И наконец, последней функцией, которой обладают барабаны, является посыл на врага всяческих бед и несчастий, порой даже приводящих к смерти. Однако такая сильная магия подвластна лишь единицам. Да это и к лучшему! Но, суеверные саамы, имея этот дар, или не имея, всячески пытаются добиться желаемого.

Все вышесказанное относилось к барабану, но это не единственная вещь, с помощью которой творится волшебство. Так, достаточно популярной в использовании является веревка с узлами. Ее используют в том случае, когда необходимо обратиться к ветру. Циглер описывает заклинание с помощью узловатой веревки так, как будто бы он был личным свидетелем происходящего. Согласно его повествованию, волхвы завязывают три магических узла, которые в ходе заклинания постепенно развязываются. Когда развязывают первый узел, наблюдается небольшое усиление ветра. Когда такое же действо совершают над вторым узлом, ветер становится ощутимо сильнее. И наконец, когда наступает очередь «пасть» сопротивлению третьего узла, в небе начинают сверкать молнии и греметь гром.

Не менее популярным у саамов считается метательный снаряд. Судя уже из его предназначения можно понять, что он используется как предмет, помогающий насылать на противника болезнь или несчастье. Петр Клауд называет один из метательных снарядом словом «ган». Именно это приспособление и является своего рода «переносчиком» проклятия от «заказчика» к «жертве».

Еще одно приспособление позволяющее насылать порчу у саамов называется «тире». Это «оружие магического уничтожения» представляет собой крошечный мячик размером с небольшое яблоко или даже грецкий орех. Оно сделано из пуха с расцветкой, представляющей собой смесь желтого, голубого и зеленого. У них существует такое понимание, что этот шарик мчится навстречу со своим «избранником», сметая все у себя на пути. Но стоит ему встретиться ненароком с другим представителем рода человеческого, и он весь свой негатив выбрасывает на несчастного путника, таким образом, не достигая первоначально заданной точки назначения.

Индекс цитирования     Яндекс.Метрика
КНОПКА