English language Suomen kieli Russian language

Апатиты - история образования

Если совершить путешествие за Полярный круг, то Апатиты можно отыскать где-то посредине между знаменитыми Хибинами и кристально чистым озером под названием Имандра. Город расположился по левую сторону от реки Белая и по правую сторону от Озера Имандра. Прежде чем город приобрел указом Президиума ВС РСФСР официальный статус , а произошло это 7.07.1966 года, в жизни ныне городской местности произошло немало знаменательных событий.

Апатиты

Так, в 1915 году, по словам историка-краеведа В. К. Алымова, решили строить Мурманскую железную - в народе именуемую «Мурманкой», с ориентиром на север. Спустя пять лет заработал «Экостровский» сельсовет, который осуществлял свою деятельность вплоть до 1956 года, когда было решено внести его в состав пригородной зоны Апатитско-Кировского района.

29.08.1920 года на территорию ныне известного нам города Апатиты ступила нога геологической экспедиции академика Александра Ферсмана. Не прошло и года, как было решено здесь организовать опытный сельхоз пункт, который позднее был преобразован в ПОСВИР - Полярная Опытная Станция Всесоюзного Института и Растениеводства. Инициатором создания такого пункта выступил профессор Николай Иванович Прохоров.

С этого времени стали активно заниматься заселением обширной территории Карело-Мурманского края, которому способствовало утверждение 1.10.1923 года одноименного проекта о колонизации. Спустя год здесь уже появились первые поселенцы. Именно тогда на станции «Хибины» появляется метеостанция, а в 1978 году на озере Имандра располагают гидрометеорологическую службу. Датой первой доставки апатитовой руды на разъезд «Белый» считается 31.10.1926 года.

10.09.1927 года являлось значимой датой в истории Мурманской губернии. Именно тогда она вошла в состав Ленинградской области. Спустя пару лет здесь начали проводить активную работу по геологоразведке сотрудники ВНИИ удобрений.

В 1930-м году разъезд «Белый», призванный соединять Хибиногорск с основной железной дорогой, переименован в ныне известную станцию «Апатиты». С тех пор началась активная застройка окрестностей. Так, 23.10.1930 года было решено начать строительство совхоза «Индустрия». Спустя год в этих местах появился самый первый ФАП - фельдшерско-акушерский пункт. Официальный статус рабочего поселка по решению Президиума ВЦИК Апатиты получил 20.08.1935 года.

Географический словарь Кольского полуострова от 1938 года содержит информацию о том, что Апатиты является одной из станций Кировской железной дороги, которая находится в 185 километрах от Мурманска. В нем указаны его географические координаты (67° 30'; 33° 20') и год образования - 1930. От этой станции уходит 25 километровая железнодорожная ветка в сторону Кировска. Рядом со станцией расположен одноименный поселок. Если на состояние 1926 года его население составляло всего 7 человек, то к 1938 году оно уже равнялось 1360 человекам. На территории поселка в то время находились собственная больница, функционирующая в те года начальная школа, средства связи с внешним миром в виде почты, телеграфа и телефона.

Имеет Апатиты в своей истории и нелицеприятные факты. Так, в конце 30 годов здесь находились лагеря заключенных. На том месте, где располагался птичник, принадлежащий совхозу «Индустрия», первоначально находился женский лагерь. Примечательно то, что другой лагерь был расположен там, где ныне находится апатитская тюрьма. И еще один лагерь располагался в районе нынешних улиц города - улицы Гайдара и улицы Строителей. Последние бараки, расположенные в этих местах были снесены еще в начале 1970 годов.

Электрификация железнодорожного участка от станции Кандалакша до станции Кировск - с промежуточной станцией Апатиты, была завершена только в 1939 году.

Апатиты

Непрерывное расширение комбината «Апатиты» диктовало необходимость в поиске новых, свободных территорий, мест для хранения отходов и источников воды. Существующие на то время поселок Кукисвумчорр и город Кировск не подходили под выдвигаемые требования, а потому было принято решение неукоснительно приступить к строительству нового многофункционального комплекса в районе уже имеющейся на то время станции Апатиты.

Было время, когда комбинат «Апатит» находился в собственности у МВД. В то время было организовано управление исправительно-трудовых лагерей. А чуть позже, в 1951 году, организуется управление «Белречлага». Так уж сложилось, что его начальником был назначен тот, кто впоследствии стал управляющим основанного 1.09.1953 года треста под названием «Апатитстрой», а именно Владимир Иванович Полтава.

Проект застройки города Апатиты в 1952 году был представлен Ленинградским институтом градостроительства. Он был уникален тем, что впервые за всю историю застройки Кольского полуострова, было решено использовать «вариант» свободной планировки.

К концу годы произвели соответствующую разметку, и заложили первый фундамент. По расчетам застройщика, город должен был «дать пристанище» 30 тысячам жителей, которые бы имели возможность проживать в трехэтажных домах новоиспеченного города. На сегодняшний день два дома еще со времен начальной застройки сохранились во дворе, который расположен между нынешними улицами Космонавтов, Ленина и Фестивальной.

Руководство строительством города Апатиты, как ни странно, было доверено инженеру - ленинградцу, на то время заключенному, находящемуся на свободном поселении - Владимиру Павловичу Зверкову.

Так вышло, что строительство города временно приостанавливалось. Произошло это в конце 1953 года по причине реабилитации большей части заключенных и полном расформировании действующего на то время «Белречлага». Как следствие, произошел массовый отъезд заключенных.

1954 год ознаменован изменениями в структуре треста «Апатитстрой», которые выражались в появлении субподрядных организаций, а также в усилении мощности комбината производственных предприятий.

Итогом первого года функционирования треста стало следующее: подошло к концу строительство предназначенных для изготовления апатитового концентрата корпусов крупного и мелкого дробления АНОФ-1, к тому моменту была построена жилая площадь размером в 13 300 квадратных метров, были готовы к эксплуатации две школы на 640 учащихся, имелись построенными два овощехранилища. С середины 1954 года строительство было возобновлено. Город продолжает «обрастать» жилыми домами, наравне с которыми строится котельная для обеспечения жизнедеятельности набирающего мощь Академгородка.

Апатиты гостиница Аметист

Уже в 1957 году заселяются дома №12 и №8, расположенные по улице Ленина. Знаменательным для города Апатиты было открытие в 1958 году управления отделочных и кровельных работ под названием «Спецстрой». После этого город стал активно застраиваться и развиваться. Комбинат также не был оставлен без внимания. Институтами «Механобр» и «Гипроруда» в 1959 году была разработана специальная программа, ориентированная на совершенствование и развитие функционирующего на то время комбината «Апатит». В то же время было принято решение о строительстве АНОФ-II - новая Апатито-нефелиновая Обогатительная Фабрика.

Освоение полносборного строительства и организация СМУ «Рудстрой», вызванная значительным увеличением объемов работ пришлись на 1961-й год. Уже к 1963 году на пусковой трудились порядка 2 500 человек. 23.07.1963 считается датой сдачи АНОФ-II в эксплуатацию.

Новый город строился «не по дням, а по часам». Средоточием всех строительных работ в то время была улица Социалистическая. В планах было строительство детских ясель вместимостью в 250 человек, детского сада на 200 человек, школы на 880 учащихся, больницы на 110 мест и поликлиники, имеющий возможность принять порядка 200 человек за смену. Таковы была первые запланированные объекты города Апатиты.

На общем собрании было принято решение о строительстве крупнопанельных домов. Один из первых был возведен на улице Космонавтов в 1963 году. Примечательно, что у города Апатиты «говорящие» названия улиц. Так, улица Жемчужная названа в честь протекающей неподалеку от города реки Жемчужная.

В 1951 году весной на «Пионерском» поле существующего в то время совхоза «Индустрия» строятся финские домики. Немудрено, что улица, на которой располагаются эти домики, называется Пионерской. Только в 1970-м году она будет переименована в улицу Николая Гладышева - первого директора совхоза.

Геологи-первооткрыватели также не были забыты. В их честь была названа площадь, строительство которой началось в 1974 году - площадь Геологов. В честь начальника Кольской комплексной экспедиции Анатолия Георгиевича Зиновьева, была названа улица Зиновьева, которая выходит на выше упомянутую площадь.

Война тоже оставила свой след в истории наименований улиц города Апатиты. Так, по решению исполкома Апатитского горсовета принятого 24.04.1979 года празднование 35-летия разгрома фашистских войск в Заполярье было ознаменовано переименованием улицы Восточный проезд в улицу Победы. А 1964 год примечательный празднованием 20-летия разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье явил обществу улицу Анатолия Бредова - Герой СССР.

Культурная жизнь города стала активно развиваться с 1965 года, когда началось непосредственное строительство кинотеатра «Полярный» и Дворца культуры.

Активное строительство Академгородка приходится на конец 50 годов ХХ века. Первое жилье для ученых, являясь в тоже время и научной лабораторией, было расположено в зеленой зоне Геологического института и представляло собой двухэтажные коттеджи. Стоит отметить, что Апатиты с момента своего существования являются одним из самых озелененных городов Мурманской области.

Апатиты, известные также под названием «Новый город», которое они имел до получения официального статуса территориального образования много чем примечателен. В начале 20 годов ХХ века здесь была «центральная база» всех зоологов, минералогов, гидрологов и химиков, которые работали на размещенном здесь в 1961 году Кольском филиале Академии Наук СССР.

К началу 90 годов генеральный план застройки города изжил себя. Границы города были значительно расширены. Спортивно-оздоровительный комплекс был построен частично, остался незавершенным культурно-торговый комплекс, застройка площади Геологов осталась буквально на словах.

Апатиты является географическим центром Кольского полуострова, перекрестком наземных и воздушных путей. Собрались ли вы к берегам южных морей или держите путь в незамерзающий Мурманский порт, в вашем распоряжении федеральная трасса М18, железнодорожная станция и аэропорт «Хибины». От Мурманска Апатиты отделяет 185 километров. До города Санкт-Петербурга расстояние значительно больше - 1262 километра. А до находящегося в Финляндии Рованиеми расстояние равняется 400 километров.

Апатиты АНОФ-2

На сегодняшний день история жизни города Апатиты перемахнула отметку в 100 лет. История находится под непрерывным наблюдением и изучением, найденные экспонаты передаются на хранение в Историко-краеведческий музей, который начал функционировать в 1998 году. Все, чем обладает этот музей, он обязан некогда звучащему на всю округу музею треста «Апатитстрой». Там имеется как материалы касательно коллектива существовавшего в то время треста, так и все то, что было неразрывно связано со строительством предприятий, фабрик, рудников, а также непосредственно самого города. На сегодняшний день ведутся активные работы над планом-проектом экспозиции выставочных залов. Примечательно, что отдел краеведения и природы состоит из семи разделов, которые охватывают историю края за 1000 лет.

На сегодняшний день Апатиты является вторым по численности городом Мурманской области, в котором проживает порядка 58 тысяч человек.

Индекс цитирования     Яндекс.Метрика
КНОПКА