English language Suomen kieli Russian language

Болезни саамов смерть и погребение

Невзирая на то, что условия жизни саамов достаточно грубы и суровы, они могут похвастаться хорошим здоровьем. Саамы практически не болеют, они не знают эпидемий, которые «подкосили» многие страны, им не знакомы лихорадка или другие повальные болезни. Даже если представить, что в Лапландии появится какая-либо страшная зараза, действие ее очень скоро закончится из-за дикого холода в данной местности.

Болезни саамов смерть и погребение

Случается, что саамы заболевают плевритом или пневмонией, также их беспокоят боли в спине и пояснице. Кроме того, самым распространенным заболеванием считается гноетечение из глаз, после которого наступает полная слепота. Считается, что возникают болезни глаз из-за того, что с самого раннего детства саамы живут в задымленном помещении, потому что должны постоянно обогревать свое жилище.

Между тем, благодаря тому, что саамы практически не болеют хроническими заболеваниями, они несведущи в медицинских вопросах. Большинство болезней саамы лечат корнями мха, который носит название «Jerth». Если его нет под рукой, то они используют стебель ягильника «Angelica», также называемого «Fadno». Стебель вываривают на сыворотке, оставшейся от приготовления оленьего сыра и пьют получившийся отвар, взамен привычного нам лекарства. При болях в различных областях тела, саамы прижигают больное место огнем, считая, что образовавшаяся ранка в виде язвы перетянет на себя всю боль. Более того, раны смазывают и древесной смолой, вместо традиционных лечебных мазей.

Если саам или саамка обморозили конечности, первой помощью при этом им служит олений сыр. Однако перед применением в него вставляют часть раскаленного железа, из-за чего из сыра вытекает густая жидкость. Именно ей и мажут обмороженную руку или ногу, поверх такой мази кладут тонко нарезанные кусочки оставшегося от процедуры сыра, но сперва нагревают и их. Также сыр идет в ход и при простудных заболеваниях или кашле. Однако в этом случае его предварительно варят в молоке. Получившийся отвар пьют в горячем виде. Саамы отмечают, что сыр полезен и для органов пищеварения, которые страдают от того, что приходится пить сырую воду.

Поскольку саамы редко болеют тяжелыми заболеваниями, многие из них могут дожить до глубокой старости. Даже в пожилом возрасте многие из них не теряют бодрости духа, остаются энергичными и наравне со всеми занимаются бытовыми и хозяйственными делами, а также катаются на лыжах, совершают переходы на довольно большие расстояния и так далее. Ввиду этого, большинство саамов умирают от старости, нежели от своих болезней. Если саам почувствовал, что ему скоро умирать, он возьмется за ритуальное гадание на волшебном барабане, чтобы установить срок кончины.

Те саамы, которые недостаточно сильно верят в христианскую религию, оставляют умирающего родственника в покое. Теперь им предстоит подготовить все самое необходимое к похоронам и поминкам. После того как человек умирает, остальные саамы уходят из шалаша, оставляя покойника лежать одного. При этом, если человек был богатым при жизни, его оденут в полотняную одежду, в противном случае - в старую из шерсти. Однако, так делают саамы-христиане. Язычники надевают на покойника самое лучшее платье или наряд, который он любил при жизни, перекладывают труп в гроб, который изготовил ближайший родственник. В качестве платы, на правую руку ему привязывают медное кольцо на период, пока он изготавливает гроб.

Как раньше, так и в наше время, любимым местом захоронения усопших, являются леса. В них хоронят в том случае, если вдруг рядом не оказалось христианской церкви. Случается, что тело закапывают в землю вместе с санями, что чаще всего происходит в тех местах, где много скал. Бывает, что могилу покойного вместе с санями закидывают деревьями. Делается это для того, чтобы ее не смогли разрыть дикие животные.

Те саамы, до которых не дошла христианская религия, в гроб покойного помещают топор и трут с огнивом. Такой ритуал должен, по словам саамов, помочь воскресшему родственнику найти свет во мраке, в который он попадет после смерти. Топор же поможет найти путь в небеса, особенно, пока он ходит по непроходимым лесам.

Верующие саамы хоронят близких на кладбищах, расположенных возле церкви, что настоятельно советуют делать священнослужители. Богатые саамы стараются не жалеть денег, и по всем христианским обычаям захоронить родственника непосредственно, в самом храме.

На роль могильщика саамы нанимают самых нищих, потому как по собственной воле никто не желает выкапывать могилу. На кладбище тело захоронят согласно всем христианским традициям и обрядам. Родственники в этот момент провожают гроб с телом усопшего с дикими рыданиями, оплакивая родственника. После похорон на кладбище остаются сани и вся одежда, которые имели непосредственный контакт с умершим.

Поминки после похорон делают на третий день, во время трапезы едят мясо оленя, на котором везли покойника и гроб. Интересно, что кости с поминок скрупулезно собираются в специально отведенный для этих целей ящик, после чего его закапывают в землю. Если на столе во время поминальной трапезы присутствует водка, ею обносят всех гостей и родственников. Богатые саамы поминают родственника ежегодно.

Состояние у саамов измеряется количеством оленей, серебром, чугунной или медной посудой, оружием и так далее. Безусловно, представление о богатстве в первую очередь измеряется оленями: чем их больше, тем состоятельнее саам. У некоторых саамов состояние может оцениваться в сотню оленей, у других - в тысячу и даже больше.

Недвижимость, то есть земля, на которой живут саамы: реки, горы или холмы на этой территории по негласному завещанию передаются в безвозмездное пользование всех детей усопшего. Причем, неважно какого они пола, возраста, все имущество используется ими в равных долях. Именно поэтому саамы считают своим домом или территорией тот участок земли, на котором проживали их родители и ближайшие родственники.

Индекс цитирования     Яндекс.Метрика
КНОПКА